04.05.2022 13:19:40
Эта статья представляет собой попытку посмотреть на китайские традиционные науки (Фэншуй, Бацзы, Ци Мень Дун Цзя, И-цзин, Традиционная китайская медицина) с позиций западного человека – человека науки, технологии и культуры потребления.
Китайская традиция невероятно богата. Те, кто был на днях на открытой онлайн-встрече с Манфредом Кубни, где он сделал беглый обзор классической литературы Бацзы, могли убедиться, что только эту науку можно изучать всю свою жизнь, открывая все новые и новые техники чтения карт, и не исчерпать эти источники. Овладение традиционной наукой в Китае происходит больше путем прямой передачи от мастера, чем с помощью регулярного обучения. Это значит, что мастерство – это всегда синтез. Каждый большой мастер способен создать собственную уникальную технологию интерпретации. И выучить их все просто не представляется возможным.
Еще один важный аспект – межкультурные потери и потери при переводе. Еще первые западные исследователи восточных учений и традиций в середине прошлого века писали о том, что половину учения составляет сама суть учения, вторая половина – это культурный код, который для человека другой культуры значения не имеет. Однако, невозможно отделить одно от другого, пока ты не начнешь практиковать учение в полном объеме. Китайской натурфилософии это также касается. Традиционных наук Китая много, они строятся на одном основании – учении об инь и ян, о трансформации ци. И каждая разработана под определенный спектр очень реальных практических задач. Именно поэтому, кстати, общеупотребительное название “китайская метафизика” не совсем корректно, поскольку это не метафизика. Метафизика – наука о первоначалах или первопричинах, наука об идеальном. Для китайца же никакого идеального не существует, есть лишь материальное разной степени плотности (в этом смысле предел человеческого развития – это физическое бессмертие). Как и первопричин не существует, есть только бесконечные превращения. Понимание этих фундаментальных культурных различий помогут нам сформировать верные ожидания от применения китайских традиционных наук, каждая из которых имеет свою определенную сферу применения.
О понимании времени и пространства.
Итак, “китайская метафизика” по сути дела является натурфилософией или даже климатологией. Она основана на наблюдениях перемен физического мира. Непрерывность и последовательность традиции наградила нас, современных людей очень разработанной и изощренной системой описания изменений пространства и времени, то есть физического континуума. Мы сейчас не берем в расчет мастеров, работающих с духами, говоря иначе – шаманов, поскольку эта область гораздо больше завязана на языке. Ну и духовная сфера в китайской традиции это тоже тонкая часть физического мира, иньская часть. Система описания времени - это совокупность вложенных друг в друга циклов. Время не линейно и не одинаково. Система описания пространства представляет собой те же циклы, только происходящие с землей и биосферой. Где то поднимаются горы и плодится живность, а где-то заканчивается цикл, разрушаются камни, уходят моря, возникают пустоты в земле, болота, живность мрет. Человек же в себе соединяет небо и землю, время и пространство и различает перемены с помощью символического, то есть языка. С точки зрения китайской культуры, человек тем совершеннее, чем более тонко он эти перемены различает. Вплоть до слияния с самим течением времени. Возможно, так и следует понимать известный даосский тезис о том, что “не действуй, и не останется ничего, что не было бы сделано” (Лао Цзы). Это значит делать то, что требуется в этот момент времени в этом месте, учитывая присутствие тебя самого. Не действуй из себя, из эго, тогда ци течет беспрепятственно, а человек достигает своего предназначения соединять небо и землю.
Для западного человека, человека христианской культуры время – это стрела, а в конце апокалипсис. Предназначение же свое мы видим в достижении идеала, как его каждый из нас себе представляет. А идеал, как известно, недостижим. Наша культура не различает время и пространство, вернее различает относительно идеала. Мы можем быть бесконечно от идеала далеки или же вот-вот и дотянешься до звезд. И пока не грянул апокалипсис, собственную ценность мы зачастую определяем сходством с идеальным несуществующим образцом и вложенными в его достижение усилиями. С точки зрения китайца, именно потому рушатся цивилизации, что они не знают, когда расти, а когда сжиматься. Они переходят черту невозврата, желая расти бесконечно.
Об удаче и неудаче.
Ну хорошо. Где мы, простые смертные, и где Лао Цзы. Философия, это замечательно, но хотелось бы просто жить получше. Особенно сейчас, когда будущее туманно. Мой историческо-философский экскурс был нужен, чтобы показать одну простую и одновременно непростую вещь – жить получше это далеко не всегда то, что мы себе представляем.
Принято считать, что приход удачи во времени – это хорошо, приход неудачи – это плохо. Для нашего ума характерно это понимать так: пока я в удаче, все получается хорошо и можно расти и получать желаемое, а когда я не в удаче, я не могу расти и достигать целей, не могу получить желаемое. То есть само время мешает мне приближаться к идеалу. Наверное, каждый начинающий проходил период, когда впадаешь в отчаяние от невозможности сделать фэншуй так, чтобы со всех сторон было супер. Обязательно что-то, да подпортит картину. Но стоит убрать из рассмотрения измерение идеала, и все начинает выглядеть по-другому. Становится важно соотношение и баланс. А именно то, что есть действия своевременные и не своевременные. Есть время начинать и заканчивать, расширяться и преодолевать трудности, работать и отдыхать. Период неудачи – это период разрешения жизненных ситуаций без наличия навыка для их разрешения. Это период обучения и потерь. Фишка в том, что потери и трудности фундаментально необходимы для развития. Каждая трудная ситуация, будучи прожитой и осмысленной, усложняет психику, дает опыт различения оттенков и полутонов там, где раньше было черно-белое или было вовсе нечто неразличимое.
Что если приход ситуации, с которой мы справиться не можем, есть результат игнорирования, избегания или решения за чужой счет трудных ситуаций в прошлом? Это вопрос к размышлению.
Когда нам кажется, что мы катастрофически отдаляемся от идеала и теряем уже занятые позиции означает зачастую тот факт, что мы уперлись в свой потолок и необходим новый опыт для того, чтобы двигаться дальше. Новый опыт трудно получить в зоне комфорта, это всегда что-то новое о мире и о нас самих, что мы бы предпочли не знать. Например, что наша цель вовсе не наша, а, допустим, родительская. Какой в этом случае у нас есть выбор? А выбор есть. Мы можем отчасти выбирать, что именно должно разрушаться и завершаться. Внешнее – есть отражение внутреннего и наоборот. Когда разрушается внешнее, нужно созидать внутреннее – новое знание о себе самом, которое черпается из нового опыта. И обратно, если разрушать внутреннее, иллюзии, нереалистичные ожидания, категоричные и жесткие суждения, основанные на страхе, гневе, жадности установки, тогда внешнее разрушение уменьшается, потому что в жизнь приходят другие возможности. Период неудачи оборачивается кардинальным обновлением. Неудача – это не шаг назад, это шаг в сторону. Если человек вошел в период неудачи с пониманием своего места и дальней цели, то это не период неудачи, а период анализа, переоценки и накопления ресурсов.
О составляющих счастья.
Если спросить любого из нас, что такое счастье, можно услышать бесконечное множество ответов. Но если эти ответы долго уточнять, то останется лишь парочка базовых представлений. Счастье, это чувствовать себя хорошо, обладать здоровьем в той мере, чтобы о нем не беспокоиться, обладать ресурсами для достижения желаемого и быть признанным (читай любимым) другими.
Что касается здоровья, то у каждого человека есть достаточно жестко заданные ограничения. Частью здоровье обусловлено генетически, частью культурно, то есть опосредовано средой, частью зависит от места проживания. Люди не одинаковы. Что хорошо и лечебно одному, то противопоказано другому. Мы не выбираем, когда нам родиться, и не обладаем большими возможностями выбора в том, когда и как нам умереть. Но есть некоторый диапазон, где приложенные усилия способны скорректировать в лучшую сторону отмеренное каждому из нас количество сил и дней. Эти усилия подразумевают оптимизацию образа жизни – режима, питания, оптимальной физнагрузки, выбора круга общения, допустимую рабочую нагрузку, устроение места жизни и места отдыха. Китайские науки в этом дают куда больше инструментов, чем западные, поскольку исходят из индивидуальных особенностей и ориентируются на баланс, тогда как западные исходят из статистики, то есть массовых данных и ориентированы на идеал. Фэншуй поможет понять характеристики места жизни и отчасти поправить его недостатки. Бацзы поможет определить тонкие места в функционировании тела и периоды более пристального внимания к здоровью. Традиционная китайская медицина дает инструменты балансирования телесного функционирования и сбережения жизненных сил.
Теперь давайте посмотрим на ресурсы, то есть возможности. Ресурсы для достижения желаемого – это в самом общем смысле некоторая свободная энергия, которую можно пустить в дело. Это и жизненные силы, и деньги, и связи, и знания – что угодно, что можно использовать для достижения цели, то что есть в нашем распоряжении. Человек так устроен, что большой избыток невостребованной, то есть изъятой из отношений обмена энергии, как и сильный ее недостаток переживается крайне болезненно. Например, большая иллюзия думать, что очень богатые люди имеют постоянный и неограниченный доступ к деньгам и только и делают, что исполняют свои желания. Чаще всего, деньги во что-то вложены и как-то работают, а когда они в постоянном доступе, исчезают желания. Вот такой парадокс. Чтобы наращивать количество ресурсов нужны 2 навыка: первый – целеполагание, нужно уметь ставить и постоянно пересматривать цели; второй – способность признавать ошибки, отказываться от неработающих стратегий и терять. Первый навык дает мотивацию, необходимую для разрушения устаревшего и отжившего в жизни, а разрушения, ошибки и потери высвобождают энергию для наработки новых, более эффективных жизненных стратегий. Тут китайские науки дают нам немножко больше маневра. Мы можем по картам рождения Бацзы про себя понять больше, чтобы отделить свои истинные цели и желания от ложных, навязанных общественным мнением или влиятельными фигурами, и можем выбрать время, когда двигаться вперед, а когда отступить и заняться укреплением тылов. Уже в этом случае происходит серьезное перераспределение сил и приходят новые возможности, поскольку, проявляя терпение, мы экономим много ресурсов. Ци Мень Дун Цзя помогает определить долгосрочные и краткосрочные стратегии и тактики, время необходимости действовать и бездействовать.
Ну и, наконец, отношения, любовь. Эта сфера наиболее сильно подвержена внешнему влиянию. Представления об отношениях бывают максимально определены и искажены средой. В этой сфере знания о том, каким образом происходит твой энергообмен, какова твоя оптимальна жизненная стратегия и человек с какими качествами тебе подходит, где твое место в обществе могут помочь найти ориентиры для создания и разрыва человеческих связей, для формирования своей среды и своего сообщества. А единомышленники – это мощная энергия, восполняющая многие личные недостатки.
О практике и волшебной таблетке.
Очень часто китайские традиционные науки представляют себе, как некоторую технику гадания или даже волшебства. Иногда, она именно так и работает, как волшебство, как волшебная таблетка. Например, сходил в волшебную прогулку или месяцок погрел денежную звезду и пришла неожиданная прибыль или предложение. Иногда это бывает оправдано, например, необходима быстрая продажа или переезд. Или необходимо быстро принять решение, и мы спрашиваем оракул, смотрим на время. Но часто эта несанкционированная прибыль отнимется в другом месте, и практика превратится в затыкание дыр. При таком подходе, глобально ничего не меняется, потому что не меняется внутреннее, не меняется стратегия, внимание и стереотипы. Количество энергии в нашем распоряжении и способность эту энергию удерживать и воплощать не меняется. Мы хотим приобретать, не теряя. Иногда выглядит так, что все получилось, но чаще всего оказывается, что просто пришла хорошая удача, то есть и без того получилось бы. Многие опытные мастера и давние практики в один голос говорят, что использование китайских наук подразумевает постоянство, а эффект накопительный. Китайские практики – это стратегия малых шагов, отступлений и наступлений, изучения ситуации и стремления делать большие дела минимальными средствами. Это образ жизни. Ежедневный навык внимательности ко времени и пространству помогает наработать понимание естественных циклов любого процесса, а самое важное – своих собственных личных циклов. Понимание своих личных циклов и своевременные действия постепенно уходят в автоматизм и становятся интуицией времени. Действия становятся все более эффективными. Способность действовать в общих интересах, то есть не причиняя разрушения от избытка или недостатка энергии, открывает новые возможности – вы становитесь способны управлять не только своими ресурсами, но и другие доверяют Вам свои. Подход китайской традиции – это своевременное начало и своевременное окончание, умение оказаться в нужное время в нужном месте, умение произвести необходимую перемену и просчитать неявные последствия. И со стороны это действительно кажется волшебством. Но истинное мастерство, на мой взгляд, это понимание того, как вовремя зажжённая свеча (перемена в пространстве) дает начало, например, эффекту денежной прибыли, не являясь, конечно, его причиной. Это понимание синхронии.
Вы можете также задать свои вопросы и обсудить эту тему на Фен-шуй Форуме >>
Если Вам интересно практиковать так же, как и мне, присоединяйтесь к сообществу на канале “Китайские практики”. Моя цель – учиться различать время вместе. Искать знаки времени в прошлом, делать прогнозы на будущее, оптимизировать свои действия, искать актуальные стратегии, учитывая культурные особенности. Канал предназначен для широкого круга интересующихся, знания китайских наук не требуются. Впоследствии планируется создание канала для знакомых с основами, где будут публиковаться развернутые рекомендации для практикующих.
Да пребудет с Вами удача!
Книга издана в 2019 году. От авторов &...
Декабрь 2024 года, месяц Огненной Крысы, приносит собой интересное сочетание энергии огня и воды, созд...
Активация годового Богатства приносит увеличение дохода и возможности для заработкаВ секторе ...