18.05.2021 23:54:23
Давно уже хочется затронуть тему деонтологии нашей с вами деятельности. Тема щекотливая, непростая, но очень, на мой взгляд, важная. Когда я только начинала, как и все энтузиасты я активно начала отвечать на вопросы на форуме... и, как собственно и все, я столкнулась с, мягко скажем, неприятными реакциями. Причем не обязательно в мой адрес, просто даже читать это не всегда радует. Я была удивлена. Сначала, конечно, расстроена, а потом увидела, что даже именитые Мастера получают по полной. И расстроилась. По идее, это должно было меня утешить – ну, раз уж, на корифеев нападают, то что брать с нас, простых смертных?
Но, почему-то меня это не утешило, а как раз наоборот.
Действительно, кто не сталкивался с подобным? И речь не только о форуме, это происходит повсеместно. Я – член клуба и регулярно участвую в практикумах с участием очень именитых гостей! И регулярно мы наблюдаем как организаторы стойко отражают нападки недовольных участников бесплатного, заметьте, мероприятия. Это действительно шокирует и порядком поднадоело.
Что же это получается? Здесь же должны быть посетители, которые стремятся к гармонии и позитиву в жизни! Или я чего-то недопонимаю.
Я обучалась у Анатолия Соколова, но мне довелось участвовать в мероприятиях фэн-шуй, организованных зарубежными Мастерами: Ателье фэн-шуй в Париже проводимое Долли Пуатан, ученицей и последователем Мастера Хана, который совсем недавно был в клубе. Я также проходила обучение у Сюзанны Шуц, Мастера из Гонконга. Так вот первое о чем все говорят за рубежом - это об этике поведения и этике взаимоотношений между практикующими специалистами. Никто и никогда не возьмется критиковать другого Мастера или консультанта. На вопросы: « А вот Мастер Х все делает совсем по-другому»,- принципиально никто не отвечает. Очевидно же, что обучение проходит в разных местах и мы зачастую применяем разные подходы. Но ведь в этом же и красота нашего искусства! Добиться равновесия и равномерного распределения энергий многообразием способов! Поэтому каждый Мастер или консультант руководствуется своим опытом и своим видением решения поставленной перед ним задачи.
Приведу уже избитый пример. У меня заболела спина. Все плохо, что же делать? У меня, есть множество вариантов:
- обратиться к массажисту
- сходить на иглоукалывание
- заняться оздоровительной гимнастикой
- наглотаться противовоспалительных таблеточек
- наконец пойти к хирургу и поменять все позвонки напрочь.
Означает ли, что в этом списке есть один лишь верный ответ? Нет! Более того, вы сможете комбинировать эти способы для достижения оптимального результата. Ваши ощущения ( очень больно и терпеть уже нет сил, или же еще выносимо?), убеждения (любитель спорта и ипохондрик со стажем примут разные решения), уже полученный опыт или рассказы ваших друзей и соседей (вот у меня соседка прооперировалась и все супер/ все плохо нужное зачеркнуть:)) безусловно повлияют на ваше решение, но ни в коем случае вы не сможете сказать, что граждане, выбравшие другие способы лечения, полные идиоты и шарлатаны.
А в фэн-шуй именно это мы и наблюдаем на каждом шагу. Сколько раз я уже встречала фразы типа: «Только летящие звезды – лучше ничего не бывает», «Ба Джай – это исключительно для начинающих», «Кто Вам это сказал? – это полный идиот!» и так далее... я уже молчу про количество помоев, вылитых на популярный фэн-шуй! А ведь надо отдать ему должное, именно он привел половину из здесь присутствующих в китайскую метафизику!
Это, мягко говоря, удивляет... Ведь очерняя коллег, мы в первую очередь наносим урон дисциплине. Потому что, случайно попавший в беседу посетитель полностью запутается и скорее всего потеряет всякое доверие. А разве сложно представить, что и звезды и дворцы и водные формулы – это разные способы достижения единственной цели - улучшить существующую ситуацию и перейти на качественно новый уровень бытия :) И, по большому счету, клиенту глубоко безразлично КАК мы это сделаем!
Недавно на просторах сетей наткнулась на отличную статью Елены Нестеровой «Шум ветра в соснах на рисунке тушью». Речь шла о традиционной чайной церемонии в Японии. И статья эта мне откликнулась.
Сначала говорилось об обучении чайной церемонии.
«В современной Японии существует много чайных школ... В одной из них, школе Урасэнке, есть и небольшой класс для иностранцев, ведь чай уже давно перешагнул границы Японии, как когда-то пересек границы Китая. Первая истина, которую открывает для себя каждый иностранец, прибывающей сюда, — это уважение к учителю, поскольку на самом первом своем занятии он слышит: «Учитель — это твой мост в прошлое».
«Что самое важное нужно понять и всегда держать в памяти для проведения чайного действа?» — спросил однажды ученик Рикю. Рикю ответил: «Приготовь вкусный чай; положи угли так, чтобы вода закипела; поставь цветы в вазу так, как они растут в поле; летом создай ощущение прохлады, а зимой тепла; делай все вовремя; будь готов к дождю, даже если его нет; будь внимателен и заботлив по отношению к гостям».
Разочарованный таким ответом ученик сказал, что это он давно знает. Тогда Рикю добавил: «Если ты сможешь провести чайное действо и сделать все правильно, как я сказал, тогда я стану твоим учеником».
Замечательная история! А что, если правила чайной церемонии, на самом деле универсальны и мы можем перенести их на изучение и практику фэн-шуй? Давайте посмотрим, что из этого выйдет?
Правило первое: приготовь вкусный чай.
Если применить это правило к фэн-шуй, то оно прозвучит как : проведи грамотный анализ. Вот, на первый взгляд все просто: назвался консультантом – проводи! Но ведь сколько скрытого смысла: это и ответственность консультанта и его мастерство – сделать максимально хорошо, с полной отдачей, используя все возможные способы. Здесь же заложена благодарность клиента. Согласитесь, что когда человек, с которым ты поработал вдруг говорит: «Ты знаешь, мне стало так уютно в доме, я хочу туда возвращаться! Спасибо тебе!», то ты просто млеешь от удовольствия! И начинаешь задумываться, почему не каждый анализ дает такой результат, что нужно сделать, чтобы было именно так? И ты работаешь, и работаешь, и работаешь.
Правило второе: положи угли так, чтобы вода закипела.
Чтобы приготовить вкусный чай, нужна вода и огонь. Открыть секреты огня и воды, приручить эти живые силы и научиться управлять ими — дело далеко не простое. Ведь положить угли нужно так, чтобы вода была горячей как раз тогда, когда ты наливаешь ее в чашку.
Это правило учит терпению и умению предвидеть. Говоря о фэн-шуй, можно предположить, что консультант должен уметь использовать имеющиеся у него метафизические инструменты таким образом, чтобы они сработали в нужный момент. Именно тогда, когда это нужно.
Правило третье: поставь цветы в вазу так, как они растут в поле
Цветы ставят в токонома — алтарную нишу. Зачастую это всего лишь один едва приоткрытый бутон, который за три-четыре часа чайного действа успевает полностью открыться и прожить свою маленькую жизнь при свидетелях. Жертвенность цветка, его бескорыстная красота становятся всеобщим таинством. Если будешь стараться поставить цветок так, как он растет в поле, скорее всего ничего не выйдет. Природу нельзя сымитировать. С ней можно только слиться, стать ее частью, такой же крохотной, как полевой цветок. Нам, детям цивилизации, это особенно трудно. И поэтому каждый раз, когда ты ставишь цветок, думая, что это лучшее твое творение за день, входит учитель и выносит приговор: «Никуда не годится», удивительно похожий на «Не верю!» Станиславского.
Это и про перфекционизм и про скромность одновременно. Фэн-шуй – это ведь тоже про природу. Мы должны наблюдать, созерцать и понимать первопричины энергий. Глупо расставлять мебель без понимания ЗАЧЕМ и ПОЧЕМУ мы передвигаем диван :) Даже если это работает, мы теряем часть глобального видения. Обедняем. Это правило побуждает нас стараться добиться совершенства, понимая, что это, увы, невозможно, поскольку всегда можно сделать лучше.
Правило четвертое: летом создай ощущение прохлады, а зимой — тепла
Летом в Киото невыносимая жара, а зимой холодно, поскольку в домах нет отопления. Кимоно не спасает и не защищает от капризов природы. Но чай делать надо. Чайное действо, как «единственная в жизни встреча», должно состояться при любой погоде. А если ты хозяин, тут уж необходимо проявить всю свою изобретательность, чтобы создать это ощущение или, вернее, вкус прохлады — летом, а тепла — зимой у своих гостей.
Мне кажется, что это правило призывает нас быть радушными и сочувствующими. Если клиент хочет поставить золотую жабу, то нет смысла упираться. Попробуйте найти наилучшее для нее место :) Ведь нельзя забывать для кого мы это делаем!
Правило пятое: делай все вовремя
Это уже касается дисциплины, суровостью которой славятся чайные школы. Прийти в чайный класс за пять минут до занятия означает, что ты опоздал. Оправдания не принимаются. В чайном действе все рассчитано по минутам. Каждый шаг имеет свое значение и свое время. Если что-то ты сделал не вовремя, все сдвигается, нарушается ход событий и вместо гармонии и красоты рождается дисгармония.
Здесь все настолько верно, что даже не нуждается в переводе на язык фэн-шуй. Это правило может стать девизом всей жизни. Дисциплина- это уважение. Это база всего, если безусловно вы стремитесь к получению каких бы то ни было результатов.
Правило шестое: будь готов к дождю, даже если его нет
«Чайный мастер должен быть гибким», — это поучение звучит в чайной школе с утра до вечера. Быть гибким — значит реагировать на малейшие изменения вовне: в природе, в окружающих людях. Без этого в Чае нельзя. В чайном мире все постоянно меняется: сезоны, предметы, цветы, свитки, сладости, еда. Или вдруг случайные гости зайдут на огонек. Говорят, у Рикю огонь в доме поддерживался круглосуточно, вода всегда кипела в котле. Он жил с этим состоянием готовности.
Это одно из самых моих любимых правил чайной церемонии! Перефразируем: Мастер фэн-шуй должен быть гибким! Именно этого, как мне кажется, нам не хватает. Стремиться к легкости и творчеству, уметь приспосабливаться к нестандартным ситуациям, искать решения, даже там, где их изначально не видно.
Правило седьмое: будь внимателен и заботлив по отношению к гостям
Седьмое правило подводит итог и отвечает на вопрос, зачем нужны все шесть. Дело в том, что чай невозможно делать и пить самому, в одиночку. Физически это, конечно, возможно, но бессмысленно. Чай — это всегда для кого-то. Собственно, все искусство чайного действа — это искусство быть настоящим хозяином и настоящим гостем. Это о том, как делиться сокровенным и служить другому человеку, забывая «себя». Седьмое правило — правило служения. Интересно, что в японском языке слово цукаэау означает «служить друг другу» и состоит из двух иероглифов, но те же самые иероглифы могут читаться и как сиавасэ, что означает «счастье».
Это замечательное правило напоминает нам, что всякое обучение имеет своей целью практику, применение знаний для чьей-то пользы. Для людей, которые доверились нам. Я встречала немало интересующихся фэн-шуй людей, которые читают и даже много знают, ни ничего не меняют в своем доме. Да и что греха таить, я сама в начале своего творческого пути была привлечена скорее интеллектуальной составляющей философских течений, нежели практикой. Мы забываем, что это все – реальные инструменты для улучшения качества жизни.
Когда мы вспоминаем об этом, то автоматически приходится задуматься о пользе тех людей, для которых мы взялись за консультацию. Что их интересует? Какое у них финансовое положение. Согласитесь, что предлагать ломать стены в доме, где нет возможности проводить капитальный ремонт, по меньшей мере странно. То есть нужно помнить, что мы проводим анализ не для факта проведения анализа, но для конкретного результата. Во всяком случае стараемся :)
Семь правил. Это совсем немного. Но они такие емкие, что успешно описывают все.
Я люблю чай, и фэн-шуй тоже, и, мне кажется, что чайные правила удачно легли на метафизическую почву.
Еще интересно проговорить про уровни мастерства. Ведь это объясняет многие теоретические разногласия!
Ступени мастерства
Как в любых восточных дисциплинах обучение чайному мастерству проводится в школах, соблюдающих строгие правила приготовления чая.
Три термина: Сю, Ха, Ри — описывают ступени ученика.
Сю — это изучение правил и впитывание. Это уровень начинающих.
Ха — когда правила начинают отступать.
Ри — уровень мастера, когда правила исчезают, форма растворяется. И через нее начинает проговаривать сердце.
Как же это точно описывает наши стадии обучения! Сначала осторожно, опасаясь, затем смелее и смелее, пока не наступает момент свободной интерпретации. Я, смею вас заверить, еще далека от свободы, но иногда уже вижу как правила немного отодвигаются. И как же хочется научиться говорить сердцем!
Но для этого сначала нужно скрупулёзно следовать правилам. Согласны?
Так почему бы нам не создать деонтологический кодекс практикующих фэн-шуй?
Чтобы отношения стали мягче и вместо бесполезных споров, мы смогли бы сконцентрироваться на поиске языка сердца!
Вы можете также задать свои вопросы и обсудить эту тему на Фен-шуй Форуме >>
Хотя это сообщение и не касается непосредственно китайской метафизики, оно важное. Завтра 23 декабря, ...
Есть две янские Земли: весенняя, тёплая и...
Где поставить елку по фен шуй ?Влияет ли елка на фен шуй?Когда ее у...
Мир вокруг — это зеркало. Показывайте примеры, будьте индикатором для других.