21.02.2025 18:05:59
"Сань Мин Тун Хуэй" (三命通會) можно перевести как "Полное собрание по пониманию трёх судеб", — это фундаментальный и авторитетный труд по Ба-цзы.
«Три судьбы» это:
• Небесная судьба (天命): изначальный потенциал, заложенный при рождении, то, что мы не можем изменить (дата и время рождения). Это и есть, собственно, Ба-цзы.
• Земная судьба (地命): окружение, в котором мы живём, Фэн-шуй нашего дома и места жительства.
• Человеческая судьба (人命): наши действия, решения, выбор, который мы делаем на протяжении жизни. Это то, как мы используем наш потенциал и взаимодействуем с окружением.
"Тун" (通) означает "понимать", "проникать", "соединять". "Хуэй" (會) означает "собрание", "свод", "объединение". Таким образом, название книги говорит о полном собрании знаний, позволяющем постичь все три аспекта судьбы и их взаимодействие.
Автором "Сань Мин Тун Хуэй" является Вань Миньин, живший во времена династии Мин (1368–1644). Он был чиновником и астрологом. Ван Миньин собрал и систематизировал знания, накопленные многими поколениями астрологов, добавив собственные комментарии и интерпретации. Он считается основным составителем и редактором, но, как и многие классические китайские тексты, "Сань Мин Тун Хуэй" — это результат коллективного труда и множества дополнений на протяжении многих лет.
Точная дата завершения труда неизвестна. Однако, поскольку Вань Миньин жил во времена династии Мин, считается, что книга была завершена в конце XVI - начале XVII века (примерно 1570-1620 гг.). Считается, что книга была закончена к концу правления императора Ваньли к 1620 году.
"Сань Мин Тун Хуэй" — это огромный энциклопедический труд, состоящий из 12 цзюаней, то есть свитков или томов. Книга охватывает практически все аспекты Ба-цзы:
o Теория Инь-Ян, Пять элементов (У-Син), Небесные стволы и Земные ветви.
o Построение карты Ба-цзы: способы расчета и интерпретации Четырех Столпов Судьбы.
o Описание и значение десяти основных типов взаимодействия между десятью божествами в карте.
o Символические Звезды: Благородные люди, Звезды путешествующей лошади, Цветы персика и т.д.
o Фазы Ци.
o Анализ столкновений, слияний, наказаний и других взаимодействий.
o Определение силы и слабости Управителя Дня.
o Благоприятные божества.
o Примеры анализа карт.
o Периоды удачи.
o Нормальные и специальные структуры.
"Сань Мин Тун Хуэй" считается классикой Ба-цзы, одним из самых полных и авторитетных источников по этой системе. Книга является обязательным учебным пособием для серьезно практикующих Ба-цзы. Из-за сложности и объема текста, а также использования классического китайского языка (вэньянь), "Сань Мин Тун Хуэй" непрост для изучения и понимания без специальной подготовки и комментариев опытных учителей. Тем не менее, книга дает исчерпывающую информацию. Существует множество комментариев и переводов (чаще всего частичных) "Сань Мин Тун Хуэй" на современный китайский и другие языки. Однако полного, качественного и общедоступного перевода на русский язык на данный момент, насколько мне известно, не существует. Надеюсь, что у меня будет достаточно времени, чтобы познакомить вас с этим трудом целиком.
Начинаем…
Лао-цзы сказал: "Безымянное – начало Неба и Земли, обладающее именем – мать всего сущего. Существовало нечто смешанное, предшествовавшее рождению Неба и Земли". Юй Коу сказал: "Осязаемое рождается из неосязаемого. В начале Неба и Земли были Тай И, Тай Чу, Тай Ши и Тай Су. Тай И – когда еще не видно Ци, Тай Чу – начало Ци, Тай Ши – начало формы, Тай Су – начало субстанции. Ци, форма и субстанция соединены, но еще не разделены."
В "Хунь Лунь Ли Цзи" говорится: "Когда еще не было Неба и Земли, хаос был подобен куриному яйцу. Мрак начал прорастать, и зародился Хун Мэн".
В "Люй" говорится: "Изначальная Ци Тай Цзи (Великий предел) содержит три в одном".
В "И Цзин" говорится: "В "И" есть Тай Цзи, который порождает Лян И (Два начала), Лян И порождает Сы Сян (Четыре образа), Сы Сян порождает Ба Гуа (Восемь триграмм), Ба Гуа определяет благоприятное и неблагоприятное".
В "И Шу" говорится: "Тай Цзи – это когда Небо и Земля еще не разделились, изначальная Ци смешана и едина".
Мэн Цюань Цзы сказал: "Тай Чу – начало принципа, Тай Сюй – начало Ци, Тай Су – начало образа, Тай И – начало числа, Тай Цзи – начало принципа, Ци, образа и числа". Если говорить с точки зрения чисел, то видно, что до разделения хаоса была только одна смешанная Ци, темная и туманная, но принцип всегда был в ней, и слияние с Дао называется Тай Цзи.
Чжуан-цзы считал, что Дао предшествует Тай Цзи. Так называемый Тай Цзи относится к Небу, Земле и Человеку, когда Ци и форма уже существуют, но еще не разделены. А Дао – это отдельная вещь, предшествующая Тай Цзи. Не понимать, что Дао – это и есть Тай Цзи, а Тай Цзи – это и есть Дао, – значит упускать принцип. Говоря о его распространении, говорят "Дао", а говоря о его крайней степени, говорят "Тай Цзи". Разве они могут быть двумя разными вещами? Если бы не Чжоу Цзы, открывший его тайну, и Чжу Си, разъяснивший и прояснивший ее, кто бы знал, что Тай Цзи – это принцип, который неотделим от Ци? Так называемый Тай Цзи – это сущность движения и покоя Инь и Ян, которая не отделена от формы и Ци, но на самом деле не имеет звука и запаха, неисчерпаема в изменениях, но на самом деле имеет меру. Поэтому одно движение и один покой взаимно являются корнями друг друга, и разделение Инь и разделение Ян устанавливают Лян И (Два начала).
Все вещи всегда имеют пару и никогда не бывают независимыми. Небо покрывает своей Ци и опирается на Землю, Земля несет своей формой и привязана к Небу. Существует принцип, поэтому существует Ци, это называется Инь и Ян. Существует Ци, поэтому существует форма, это называется Небо и Земля. Небо и Земля рождаются не из Неба и Земли, а из Инь и Ян. Инь и Ян рождаются из движения и покоя. Движение и покой рождаются из Тай Цзи. Тай Цзи – это изначальная тайна, движение и покой – это механизм, которым он управляет, а Инь и Ян – это основа, из которой он рождается. Тай Цзи – это то, что выше формы, это Дао, а Инь и Ян – это то, что ниже формы, это орудие. Движение и покой не имеют начала, а Инь и Ян не имеют истока. Это то, из чего возникает творение.
Бай Чжай Хэ Цзы сказал: "Небо – это движение Ян, но когда оно достигает крайней точки движения и покоя? Земля – это покой Инь, но когда она достигает крайней точки покоя и движения? Небо не может породить Землю, вода не может породить огонь. Это знают все, даже без мудрости и глупости. Но говорить, что Инь и Ян порождают друг друга, разве это не ошибка? Небо, Земля, вода и огонь неразделимы, но и не должны быть перепутаны. Поэтому Инь и Ян можно назвать взаимозависимыми, но нельзя назвать порождающими друг друга. Можно назвать взаимоскрывающими свои дома, но нельзя назвать взаимоскрывающими и порождающими друг друга". Эти слова имеют глубокий смысл!
Когда Небо и Земля еще не были установлены, Дао было основой Неба и Земли. Когда Небо и Земля были установлены, принцип Тай Цзи распространился во все вещи. Из этого родились пять элементов (У-син). Пять элементов – это один, Инь и Ян – это пять, два различны, но на самом деле нет остатка. Инь и Ян – это один Тай Цзи, исток и конец не имеют различий. Пять элементов обладают субстанцией на Земле, а Ци движется в Небе. С точки зрения субстанции, порядок их рождения – вода, огонь, дерево, металл, земля. Вода и дерево – это Ян, огонь и металл – это Инь. Если говорить в целом, то Ци – это Ян, а субстанция – это Инь. Движение – это Ян, а покой – это Инь. Изменения пяти элементов неисчерпаемы, но все они являются изначальной природой Тай Цзи.
Бай Ци Хэ Цзы сказал: "Пять элементов – это один Инь и Ян, а Инь и Ян – это один Тай Цзи. Чжоу Цзы твердо верил, что Тай Цзи не выходит за рамки Инь и Ян, а Инь и Ян не выходят за рамки пяти элементов! С сегодняшней точки зрения, вода – это вода, огонь – это огонь, земля – это земля. Где же Небо? Разве можно сказать, что творение совершенно, если есть Земля, но нет Неба? Если считать, что Небо – это и есть Тай Цзи, то Чжу Си объяснил Тай Цзи как «Небо несет» и «распространение небесного Дао», как Инь и Ян.
В "И Цзин" говорится: «В "И" есть Тай Цзи, который порождает Лян И, Лян И порождает Сы Сян, Сы Сян порождает Ба Гуа'. В Ба Гуа есть Цянь и Кунь, тогда становится ясно, что Небо и Земля – это части Тай Цзи. Разве не было бы большой ошибкой считать Небо целым Тай Цзи, а Землю – частью Неба?" Его слова кажутся разумными!
Рождение пяти элементов имеет свою природу, а движение четырех времен года также имеет свой порядок. Весна рождает, лето растит, осень собирает, зима хранит. Весна переходит в лето, лето в осень, осень в зиму, зима снова в весну, и так циклически без конца.
Пять элементов имеют разную субстанцию, а четыре времени года имеют разную Ци, но все они не выходят за рамки Инь и Ян. Инь и Ян занимают разные положения, а движение и покой происходят в разное время, но все они неотделимы от Тай Цзи. Что касается того, что делает его Тай Цзи, то об этом нельзя говорить ни звуком, ни запахом, это сущность природы. Поэтому каждый из пяти элементов имеет свою природу, что называется "каждый обладает одним Тай Цзи". Четыре времени года имеют свой порядок, что называется "использование одного Тай Цзи". Пять элементов и четыре времени года вращаются и повторяются, что называется "единое тело Тай Цзи". И видно, что природа присутствует везде. В мире нет ничего вне природы, и природа присутствует во всем, в Высшем начале, Инь и Ян, Пяти элементах. Поэтому они смешиваются и сливаются без промежутков, что называется "чудесным соединением". Высшее начало – это принцип, Инь Ян и пять элементов – это Ци. Если говорить с точки зрения принципа, то Тай Цзи – это отсутствие заблуждений.
Если говорить с точки зрения сущности Ци, то Инь Ян и пять элементов не являются чем-то отличным. Сгущение – это собирание. Ци собирается и образует форму. Природа является хозяином, а Инь и Ян, и пять элементов – это основа, которая переплетается и образует форму. Ян и сила образуют мужчину, что является путем отца. Инь и послушание образуют женщину, что является путем матери. Это начало людей и вещей, рожденных из превращения Ци. Когда Ци собирается и образует форму, форма вступает во взаимодействие с Ци, и тогда форма превращается, и все вещи рождаются, меняются и не имеют конца.
Бао Лу Чжай сказал: "Ци Неба и Земли взаимодействуют и порождают людей и вещи. Наблюдая за их взаимодействием, можно узнать, откуда происходит их род. Небесная Ци взаимодействует с Землей, и для людей это мужчина. Земная Ци взаимодействует с Небом, и для людей это женщина. Мужчины и женщины взаимодействуют друг с другом, рождаются и меняются без конца. Когда люди и вещи рождаются, они поднимаются, опускаются и взаимодействуют с Ци Неба и Земли. Человек получает центральную Ци Неба и Земли, и все Ци четырех сторон чувствуют вещи. Вещь получает Ци Неба и Земли, и она также чувствует то, что она чувствует. Поэтому, наблюдая за взаимодействием Ци Неба и Земли, можно узнать о первом рождении людей и вещей. Наблюдая за ощущением Ци Неба и Земли, можно узнать о взаимопорождении людей и вещей".
Чжу Си сказал: "Путь Цянь становится мужчиной, а путь Кунь становится женщиной. Они сгущают тело в начале творения, и две Ци взаимодействуют и порождают все вещи, которые распространяются после творения. Это постоянный принцип.
Чжан Цзю Шао сказал: "Говоря о первом рождении людей и вещей в начале разделения Неба и Земли, сначала происходит превращение Ци, а затем появляется форма. Чжан Цзы сказал, что Ци Неба и Земли рождает их. Говоря о первом рождении людей и вещей в начале зачатия и принятия формы, сначала происходит скопление сущности Ци, а затем появляется эта вещь. Чжу Си сказал, что Инь и Ян собираются и образуют вещь. Исходя из этого, люди, вещи, Ци и форма – кто может выйти за рамки Инь и Ян?"
Судьба предопределена Инь и Ян в начале рождения, и человек не может ее изменить. Не делая этого, но делая, – это не то, что я могу. Поэтому одни рождаются богатыми, другие – знатными, одни рождаются долгожителями, другие – рано умирают, одни рождаются бедными, другие – низкими, одни рождаются с богатством и знатностью, возвышаясь над другими, одни рождаются с бедностью и низким положением, опускаясь ниже других, одни должны жить долго, но умирают рано, а другие должны умереть рано, но живут долго. Говорят, что это происходит из-за накоплений, или из-за природы? Говорят, что из-за накоплений бедность можно превратить в богатство, низкое положение можно превратить в знатное, а раннюю смерть можно превратить в долголетие.
Древние говорили, что человек может победить Небо. Говорят, что из-за природы те, кто рождаются с богатством и знатностью, останутся богатыми и знатными, те, кто рождаются с бедностью и низким положением, останутся бедными и низкими, а те, кто рождаются долгожителями или рано умирают, останутся долгожителями или умрут рано. Древние говорили, что судьбу нельзя изменить. Считать, что это происходит из-за накоплений, нельзя считать судьбой, а считать, что это происходит из-за природы, нельзя считать человеком. Как можно полагаться на накопления, не зная, какой будет судьба – богатство, знатность, долголетие, бедность или низкое положение? Как можно полагаться на природу, не имея богатства, знатности, долголетия, бедности или низкого положения, которые можно просто ожидать? Кажется, что человек незаменим. Кто-то сказал, что судьба предопределена в начале рождения. Это правда!
Отношения и взаимодействия в Бацзы. В системе Бацзы любовь и отношения анализируются через...
Окончание. Начало читайте в публикациях: