15.08.2015 01:06:46
Автор: мастер и преподаватель фэн-шуй, архитектор Говард Чой (蔡洪Cai Hong)
Перевод: Ирина Симакова
Предисловие: увеличение искажений фэн-шуй в наше время частично происходит из-за того, что практикующие отходят от основ фэн-шуй или забывают их. Исследуя основные принципы фэн-шуй, мы можем выработать набор принципов для рациональной практики фэн-шуй, чтобы предотвратить дальнейшие искажения и опасность превращения фэн-шуй в суеверие.
Есть много работ современных ученых и экспертов по этому вопросу, например, профессора Ван Юдэ ( 王玉德 ) из Центрального Китайского педагогического университета в Ухане, который написал об основных принципах Канью (Фэн-Шуй), и сборник превосходных научных работ под редакцией профессора Ван Цихэн (王其亨 ) из Университета Тяньцзинь в книге «Исследование теории фэн-шуй», где приводятся цитаты из классических текстов и анализируются традиционные здания с целью понять правильный способ практики фэн-шуй.
Данная статья – это попытка исследовать, что представляют собой основные принципы фэн-шуй.
Китайцы использовали фэн-шуй в течение последних 6000 лет. Это предположение основано на археологических раскопках деревни Баньпо вблизи Сянь, построенной более 6000 лет назад, и относящийся к эпохе нового каменного века. Эта деревня - доказательство применения фэн-шуй при выборе местоположения и планировки поселения. Но мы до сих пор спорим, является ли фэн-шуй наукой или суеверием и стоит ли его сохранять. Профессор Ю. Кун-Цзянь ( 俞孔坚 ) так прокомментировал в заключении своей книги «В поисках происхождения идеального ландшафта - культурная значимость фэн-шуй»: «Это наука? Это суеверие? Милосердный Будда! Зачем выносить суждение о нем? Фэн-шуй является культурным феноменом, его истинный смысл заключается в том, что он отражает в своем идеальном ландшафте – своего рода схема культурной и жилой модели для нас».
Профессор Ю. прав - вместо того, чтобы раскладывать фэн-шуй по полочкам, гораздо более продуктивным будет изучить его всерьез и посмотреть, что он может предложить нам, в противном случае фэн-шуй всегда будет оставаться для нас загадкой и подвергаться постоянному обману и дальнейшему искажению.
Основные принципы сложились благодаря тому, что китайцы использовали фэн-шуй для организации окружающей среды в течение сотен и тысяч лет, и это позволило им собрать большой ценный опыт и знания.
В этом докладе используется научная работа профессора Ван Юдэ, который впервые описал 10 основных принципов фэн-шуй в своей книге «Китайское искусство Канью» ( 中华 堪舆 术 ), опубликованной в Тайване в 1995 году (в данной работе – это принципы 2, 3, 4, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13). К этому списку я добавил еще 5 принципов, основанных на моих собственных исследованиях и опыте работы преподавателя фэн-шуй и архитектора.
Акцент в данной работе сделан на Школе Форм. Если вы заинтересованы в основных принципах Школы Компаса, пожалуйста, обратитесь к книгам по этой школе, например, автора Наньхай Чжурэн (Nanhai Zhuren,南海 主人) под названием «Принципы учения Канью» (Kanyuxue Yuanli, 堪舆 学 原理).
ПРИНЦИП 1: комплексная и целостная система
整体系统原则
В парадигме фэн-шуй наша окружающая среда рассматривается как единая целостная система, где человек находится в центре, в том числе все вещи «под небом и на земле». Каждый компонент парадигмы не является обособленным; они взаимно связаны между собой, взаимно ограничивают друг друга, взаимозависимы, взаимно противоположные и взаимно трансформируют друг друга.
Так как все взаимосвязано, фэн-шуй позволяет нам использовать такие концепции как Инь и Ян ( 阴阳), Усин (五行 ) и концепцию Ци ( 气 ), с помощью которых мы можем наблюдать и описать отношения между отдельными частями и целым. Когда между ними есть синергия, китайцы говорят, что это Шэн Ци, а когда синергии нет или ситуация не сбалансирована, то мы говорим о Ша Ци ( 煞气) или иными словами заблокированной Ци.
Взаимосвязь между макромиром окружающей среды и микромиром тела четко описана в «Классическом трактате Желтого Императора о жилых помещениях» (黄帝 宅 经):
«Ландшафт – это тело, ручей - кровь, почва – это кожа, растительность – как волосы, дом - это одежда, а двери - аксессуары. Если они должным образом связаны и соотносятся друг с другом, то это считается самым благоприятным».
Мастер фэн-шуй Яо Тин И (姚廷奕 ) династии Цин в своей книге «Полное собрание сочинений по янским жилищам» (阳宅 集成) также подчеркнул функциональный характер комплексного подхода к фэн-шуй, где все части дома и его окружения связаны друг с другом соответствующим образом.
Идея комплексного и целостного мироздания выражается в китайском высказывании «Человек и Небо объедены в одно целое» (Tian Ren He Yi, 天人合一). Авторы книги «Геомантия и избранные архитектурные места в Китае» обобщили эту философскую концепцию начиная от династии Чжоу до династии Сун и сделали три основных вывода: 1) Человек является частью природы, поэтому мы несем ответственность друг перед другом, 2) Природа имеет свои универсальные законы и Человек должен следовать этим законам, 3) Человеческая природа и Дао одинаковы, так что мы должны быть «Цзыран» (Ziran) в своем поведении.
Что такое Ziran ( 自然)? Дай Цзянье (戴 建业) в своей книге «Лаоцзы - образ жизни Цзыран» (老子 - 自然 人生) рассказал интересную притчу, чтобы объяснить смысл Цзыран: «Дух рек был как и мы - он не знал, что такое Цзыран, поэтому однажды он решил узнать это у Духа Северного океана. Дух Северного океана объяснил это, сравнив поведение животных и человека. Он сказал, что лошади и коровы рождаются с четырьмя ногами, и это есть Цзыран. Но когда пришел человек, надел уздечку на лошадь, и подковал ее, вставил кольцо в нос коровы, то это перестало быть Цзыран. Человек эгоистичен и уничтожил Цзыран, и только когда человек перестает быть жадным и амбициозным, когда внимательно наблюдает Путь Неба (Tiandao 天道), он может вернуться к своему врожденному характеру (Benxing, 本性) и быть Цзыран».
С точки зрения фэн-шуй это означает, что мы должны работать с природой, а не против нее. Это также означает, что мы должны рассматривать не только отдельные части ситуации, но и их отношения между собой и к целому. Таким образом наши действия всегда взаимосвязаны и целостные в теории и на практике. В даосизме это называется Вувэй (无为), который лежит в основе практики фэн-шуй. И это приводит нас ко второму принципу фэн-шуй.
Продолжение следует.
В ходе моих исторических исследований я обнаружила много интересных закон...
Внимательно смотрим на картинку. Увидели? Кто не увидел, представьте, что у...