13.02.2025 17:47:40

Афоризмы «Цай Гэнь Тань» (菜根譚)


Продолжаю знакомить читателей с китайскими классическими произведениями, несущими философские смыслы, почерпнутые из того же источника, что и смыслы всех китайских искусств понимания жизни, которыми мы занимаемся.

«Цай Гэнь Тань» (菜根譚) — текст, написанный около 1590 года учёным и философом династии Мин Хун Цзычэном (洪自誠). Этот сборник афоризмов сочетает в себе элементы из Трёх учений ( конфуцианства , даосизма и буддизма ) и сопоставим с «Размышлениями » Марка Аврелия или « Максимами » Ларошфуко .

«Цай Гэнь Тань» объединяет Цай (菜) - овощи; зелень; (неосновная) еда; блюдо; курс (в меню), Гэнь (根) – корни растений; дно (гор)" и Тань (譚) - разговор; беседа; дискурс. Ца Гэнь (菜根) – «несъедобный корень овоща; кочерыжка капусты» является литературной метафорой, означающей "голое пропитание".

Китайская пословица 嚼得菜根, 百事可做 буквально означает "[Тот, кто] жевал корни овощей [из-за отсутствия чего-либо лучшего для еды] может достичь чего угодно", или образно "Тот, кто прошел через трудности, может достичь чего угодно". Под корнеплодами подразумеваются такие продукты, как репа, редис, морковь и батат.

Можно встретить разные переводы «Цай Гэнь Тань»: «Размышления китайского вегетарианца», «Рассуждения о корнях растений», «Корни мудрости», «Рассуждения о простой жизни», «Ухаживать за корнями мудрости», «Дзен корнеплодов», «Рассуждение о корнях овощей».

Активизация Тай Инь - Луны на два месяца
580* 348.00 Р
Спецпредложение до: 13.07.2025
Согревание Денежной Звезды в месяце Овцы 07.07-07.08.2025
1100* 490.00 Р
Спецпредложение до: 27.07.2025

Название «Цай Гэнь Тань» означает «Беседы человека, который питается овощными корнями», или, выражаясь более свободно, «Беседы человека, который живет простой и скромной жизнью».

История изданий «Цай Гэнь Тань» запутана. Оригинальный текст в Китае не сохранился, а самые ранние печатные издания сохранились в Японии.

Ученые ориентировочно датируют «Цай Гэнь Тань» периодом между 1588 и 1591 годами. Недатированное предисловие Юй Концзяня содержит внутренние доказательства. Оно начинается словами: «Отправив [незваных] посетителей, я веду уединенную жизнь в полном одиночестве в соломенной хижине». В 1588 году император Ваньли разжаловал многих ученых, замешанных в скандале, включая Юй Концзяня, который удалился в нижнюю часть долины реки Янцзы, где он и его соратник Хун Цзычэн жили. «Цай Гэнь Тань» был впервые опубликован в 1591 году.

Классический «Цай Гэнь Тань» остается популярным и в наши дни.

С точки зрения традиционных китайских литературных жанров, «Цай Гэнь Тань» относится к категории книг 語錄 («записанные изречения») - цитаты; афоризмы, подтипу категории книг «моральные наставления; нравственность» (善書, «хорошая книга»).



Избранное из "Цай Гэнь Тань":


1) Жить, опираясь на мораль, не льстить влиятельным вельможам

Тот, кто живёт, опираясь на мораль, одинок лишь какое-то время; тот, кто льстит власти, будет в печали вечно. Просветленный человек смотрит на вещи вне вещей, думает о теле после смерти тела. Лучше вынести временное одиночество, чем вечную скорбь.

2) Лучше быть простым, чем опытным

Когда мало сталкиваешься с миром, мало и оскверняешься; когда много переживаешь, глубоко укореняется и хитрость. Поэтому благородный муж предпочитает быть простым, чем опытным; лучше быть слегка безумным, чем чрезмерно осторожным.

3) Сердце светлое, талант скрытый

Мысли в сердце благородного мужа подобны ясному дню, их нельзя скрывать от других; таланты благородного мужа подобны яшме, спрятанной в шкатулке, их не следует показывать всем подряд.

4) Не запятнанный грязью, не использующий хитрость

Среди мирской суеты и соблазнов тот, кто не приближается к ним, чист, а тот, кто приближается и не оскверняется, еще чище. Среди ума, механизмов и хитростей тот, кто не знает их, высок, а тот, кто знает и не использует, еще выше.

5) Слушать критику, размышлять о неприятном

Если уши постоянно слышат неприятные слова, а сердце постоянно испытывает тревоги, это точильный камень для совершенствования добродетели и саморазвития. Если же слова всегда приятны, а дела всегда радуют, то похоронишь эту жизнь в смертельном яде.

6) Гармония и радость, небо и человек едины

Во время яростного ветра и проливного дождя птицы печальны; при ясном небе и ласковом ветре травы и деревья ликуют. Видно, что небо и земля не могут обойтись без гармонии ни дня, а сердце человека - без радости ни дня.

7) Истинный вкус - в простоте, совершенный человек - обычен

Насыщенный, жирный, острый и сладкий - не истинный вкус, истинный вкус - лишь простота; чудесный и выдающийся - не совершенный человек, совершенный человек - лишь обычен.

8) В свободное время - собранность, в занятое - невозмутимость

Небо и земля неподвижны, но жизненная энергия не прекращается ни на мгновение; солнце и луна бегут день и ночь, но их вечная ясность неизменна. Поэтому благородный муж должен в свободное время иметь собранность, а в занятое время - спокойствие и умиротворение.

9) Медитация в тишине, истина и ложь явлены

Поздней ночью, в тишине, сидя в одиночестве и созерцая свое сердце, начинаешь осознавать, что ложь исчерпана, а истина раскрыта, и находишь в этом великий смысл. Когда осознаешь истинное, то ложь не скроется, и тогда ощущаешь еще большее смущение и раскаяние.

10) Достигнув успеха, вовремя оглянись, столкнувшись с неприятностью, не сдавайся

Благодеяние может породить вред, поэтому, испытывая радость, следует вовремя остановиться. После поражения можно добиться успеха, поэтому, сталкиваясь с неприятностями, не следует сразу сдаваться.

11) Стремления рождаются в простоте, нравственность теряется в излишествах

Тот, кто питается лебедой и травами, часто обладает кристальной чистотой; тот, кто носит расшитые одежды и ест изысканные блюда, охотно пресмыкается и унижается. Стремления проявляются в простоте, а нравственность теряется в излишествах.

12) Земля просторна, благодеяние длится долго

Место перед собой нужно оставить просторным, чтобы люди не чувствовали себя стесненно; благодеяние после себя нужно сделать долгим, чтобы люди не испытывали недостатка.

13) Оставь шаг, убавь вкус

На узкой дороге оставь шаг для прохожего;

В насыщенном вкусе убавь треть для другого.

Это самый безопасный способ взаимодействия с миром.

14) Отрешись от мирского, прославься; уменьши желания, стань мудрым

В жизни нет особо высоких свершений, освободись от мирских страстей, и станешь известным; в учебе нет особенно значительных усилий, избавься от бремени вещей, и превзойдешь святых.

15) Рыцарство в дружбе, искренность в жизни

В дружбе проявляй немного рыцарства, в жизни сохраняй немного искренности.

16) Не стремись к выгоде, не отставай в добродетели

Не стремись к почестям и выгоде, опережая других;

Не отставай в добродетели и праведных делах;

Не получай больше, чем положено;

Не уменьшай свои усилия в самосовершенствовании.

17) Уступчивость - высшая добродетель, выгода для себя и других

В общении с миром уступка - высшая добродетель,

Отступление - это основа для продвижения вперед;

Доброта к людям - это благословение,

Приносить пользу другим - это основа для пользы себе.

18) Тщеславие не приносит пользы, раскаяние уменьшает грехи

Самые великие заслуги не стоят одного слова тщеславия;

Самые великие грехи не стоят одного слова раскаяния.

19) Не наслаждайся славой в одиночку, не избегай ответственности

Совершенство и безупречность не следует брать на себя одному, поделитесь с другими, чтобы избежать вреда и сохранить себя в целости;

Позор и бесчестье не следует полностью перекладывать на других, возьмите часть на себя, чтобы скрыть свой свет и взращивать добродетель.

20) Не стремись к полноте славы, будь умеренным в жизни

Во всем оставляйте немного недосказанности, тогда творец не сможет ненавидеть меня, а духи не смогут навредить мне.

Если же в делах стремиться к полноте, а в заслугах - к изобилию, то возникнут внутренние распри или внешние бедствия.

21) Искренность и гармония лучше заботы

В доме есть истинный Будда, в повседневной жизни есть истинный путь. Если человек будет искренним и гармоничным, с радостным выражением лица и мягкими словами, так что родители и братья забудут о формальностях и обменяются искренними чувствами, это в тысячу раз лучше, чем регулирование дыхания и созерцание сердца!

22) Облака остановились, вода тиха, движение и покой уместны

Тот, кто любит движение, подобен облакам, молниям и ветряным фонарям; тот, кто любит тишину, подобен мертвой золе и иссохшему дереву. Нужно быть подобным облакам, остановившимся, и воде, успокоившейся, чтобы была картина парящих коршунов и резвящихся рыб, и тогда сердце будет иметь Дао.

23) Не суди строго зло, не учи слишком возвышенному добру

Нападая на чужие недостатки, не будь слишком строг, помни о том, что они могут вынести. Уча других добру, не ставь слишком высоких целей, делай так, чтобы они могли их достичь.

24) Чистота рождается из грязи, свет рождается из тьмы

Самый грязный навозный червь превращается в цикаду и пьет росу в осеннем ветре; гнилая трава без света превращается в светлячка и сияет летом. Знай, что чистота всегда рождается из грязи, а свет всегда рождается из тьмы.

25) Проявляй праведность, возвращай истинное сердце

Высокомерие и надменность - это всего лишь показное, подчини это показное, и тогда праведность воцарится. Мирские желания и мысли - все это ложное сердце, уничтожь это ложное сердце, и тогда проявится истинное сердце.

26) Осознание рассеивает невежество, спокойствие определяет правильность движения

После сытной еды размышляешь о вкусе, и тогда исчезает разница между насыщенным и простым; после сладострастия размышляешь о похоти, и тогда исчезает разница между мужчиной и женщиной. Поэтому человек всегда должен использовать сожаления после случившегося, чтобы преодолеть невежество перед случившимся, и тогда спокойствие определит правильность движения.

27) Стремись к лесам и источникам, имей в сердце дворцы и храмы

Живя в богатстве и знатности, нельзя забывать о вкусе лесов и источников; находясь в лесах и источниках, нужно помнить о порядке во дворцах и храмах.

28) Отсутствие ошибок - это заслуга, отсутствие обид - это добродетель

В общении с миром не нужно стремиться к заслугам, отсутствие ошибок - это уже заслуга; оказывая помощь другим, не нужно ждать благодарности, отсутствие обид - это уже добродетель.

29) Усердие не должно быть чрезмерным, отношение к людям не должно быть сухим

Усердие - это добродетель, но если оно слишком мучительно, то не останется времени для удовольствий и радостей; сдержанность - это благородство, но если она слишком суха, то не останется возможности помогать людям.

30) Желай видеть начало, наблюдай за концом

Когда человек терпит неудачу, нужно помнить о его первоначальных намерениях; когда человек достигает успеха, нужно наблюдать за его концом.

31) Богатство и великодушие, мудрость и сдержанность

Богатым и знатным следует быть великодушными, но если они скупы и завистливы, то это богатство и знатность, проявляющиеся в низости, как же они смогут наслаждаться этим? Умным людям следует быть сдержанными, но если они хвастаются и выставляют себя напоказ, то это ум, проявляющийся в глупости, как же они смогут избежать поражения?

32) Поднимаясь в гору, думай об опасности; говори мало, не суетись

Живя внизу, знаешь, как опасно подниматься в гору; находясь в тени, знаешь, как слишком заметно быть на свету; храня молчание, знаешь, как утомительно быть в движении; развивая молчаливость, знаешь, как суетно быть многословным.

33) Освободись от славы, и сможешь вырваться из мирского

Освободись от стремления к славе, богатству и знатности, и сможешь вырваться из мирского; освободись от стремления к морали, доброте и праведности, и сможешь достичь святости.

34) Предвзятость вредит людям, ум блокирует путь

Похоть и корысть не полностью вредят сердцу, а предвзятые мнения - это вредители сердца; звуки и цвета не обязательно блокируют путь, а ум - это барьер на пути.

35) Знай, когда отступить, добавь уступчивости

Человеческие чувства непостоянны, мирские пути извилисты. Там, где не можешь пройти, знай, как отступить; там, где можешь пройти, добавь уступчивости.

36) Не ненавидь подлого человека, будь учтив с благородным

Обходиться с подлым человеком трудно не строгостью, а отсутствием ненависти; обходиться с благородным человеком трудно не почтением, а учтивостью.

37) Праведность и чистота, оставленные в мире

Лучше хранить неясность и отвергнуть ум, оставив немного праведности в мире; лучше отказаться от великолепия и довольствоваться простотой, оставив немного чистоты во вселенной.

38) Побеждая демонов, сначала победи сердце; управляя гневом, сначала управляй энергией

Побеждая демонов, сначала победи свое сердце, если сердце подчинено, то все демоны отступят. Управляя гневом, сначала управляй своей энергией, если энергия спокойна, то внешние беспокойства не вторгнутся.

39) Воспитывая детей, будь строг в общении

Воспитывай детей, как воспитываешь дочерей, самое главное - строго следить за их передвижениями и тщательно выбирать друзей. Если они сблизятся с дурными людьми, это все равно, что посадить нечистое семя в чистом поле, и будет трудно вырастить хороший урожай на всю жизнь!

40) Не оскверняй путь желаний, не отступай с пути разума

В делах, связанных с путем желаний, не позволяй себе прикоснуться к ним ради удовольствия, одно прикосновение приведет к глубокому погружению во все вещи. В делах, связанных с путем разума, не бойся трудностей и не делай ни шагу назад, один шаг назад отдалит тебя на тысячи ли.

41) Не будь слишком ярким, не будь слишком сухим

Тот, кто имеет сильные мысли, относится к себе хорошо и к другим хорошо, во всем проявляет насыщенность; тот, кто имеет слабые мысли, относится к себе плохо и к другим плохо, во всем проявляет простоту. Поэтому благородному мужу в повседневной жизни не следует иметь слишком яркие увлечения, но и не следует быть слишком сухим.

42) Превзойди небо и землю, не вступай в славу и выгоду

Они богаты, я милосерден; они имеют титулы, я имею справедливость. Поэтому благородного мужа не могут сковать правители и министры. Человек покоряет небо, воля движет энергией. Поэтому благородный муж не подвержен влиянию творца.

43) Не стой высоко, живи скромно

Если не стоять на высокой ступени, то будешь подобен тому, кто стряхивает одежду в пыли и моет ноги в грязи, как достичь превосходства? Если не жить скромно, то будешь подобен мотыльку, летящему на свечу, и барану, бодающему забор, как достичь покоя?

44) Совершенствуй добродетель, забыв о славе; читай глубоко сердцем

Ученым нужно собирать дух и направлять его в одно русло. Если, совершенствуя добродетель, обращать внимание на достижения, славу и репутацию, то не будет реального прогресса; если, читая книги, увлекаться поэзией и рифмами, то не будет глубокого проникновения в суть.

45) Одна мысль - и потеряна целая тысяча ли

У каждого есть великое сострадание, Вималакирти и мясник имеют одно сердце; везде есть истинное наслаждение, золотой дом и соломенная хижина - не два разных места. Просто желание закрыться и запечатать чувства приведет к упущению прекрасного, и тогда даже близкое расстояние станет тысячами ли.




    Было ли Вам это интересно?

Комментарии (0)

Популярные товары
Популярные публикации

Элемент личности янский Огонь стремится к слиянию с иньским Металлом-деньгами, через Самовыражение-и...


Искать в публикациях

 

Форумы

Случайные посты форума




















Cвежие посты форума










Популярные темы форума

ПОДПИШИСЬ

НА РАССЫЛКУ

И ПОЛУЧИ

БЕСПЛАТНО

КНИГУ

И УЗНАВАЙ ПЕРВЫМ ОБО ВСЕХ САМЫХ

ИНТЕРЕСНЫХ СОБЫТИЯХ ФЕН-ШУЙ