выскажу свое мнение по поводу обмена консультациями (передаче результатов консультаций другому лицу).
Что такое консультация? Это индивидуальные рекомендации от консультанта человеку (клиенту), заказавшему консультацию. Это действительно можно сравнить с медицинской консультацией, когда пациент получает на руки результаты исследований и заключение врача. Если пациент (в нашем случае клиент) хочет показать результаты исследования и заключения врача (результаты консультации) другому человеку, другому врачу, то он имеет на это полное право. Осталось лишь определить ГРАНИЦЫ этого права.
Приведу другой пример. Компании заказывают фотографии людей (моделей) для рекламных целей. После того, как фотография сделана и агентство (и модель) получило вознаграждение, компания получает право использовать изображение модели в своих целях. И вот здесь возможны два варианта:
1) компания получает неограниченные права на изображение. Это значит, что она может использовать изображение конкретной модели, а точнее результат фотосессии, за который компания полностью заплатила деньги, по своему усмотрению: сколь угодно продолжительное время (например, в течение 20 лет), на любых рекламных носителях (в журналах, листовках, на щитах....), на любой территории (в России, Украине, Германии....) и т.д.
То есть компания получает исключительные имущественные (а возможно и неимущественные) права на результат работы агентства.
2) компания получает ограниченные права. Это значит, что компания имеет право использовать результат фотосессии, например, исключительно на территории Украины. Или исключительно для размещения в журналах. Или исключительно в течение 12 месяцев. И т.д.
Надеюсь теперь вас стало немного понятнее, что я вложил в понятие "границы права" и мы готовы вернуться к нашей консультации.
Я считаю, что права использования результатов консультации должны быть ограничены определенным набором достаточных условий, которые, разумеется, ни в коем разе не будут нарушать права клиентов, определенные соотвествующим законодательством (например, Законом о защите прав потребителей).
К таким достаточным условиям можно отнести, например, показ результатов консультации членам семьи, друзьям, коллегам, другим консультантам без права передачи копии результатов консультации в печатном и электронном виде. Вы спросите, а как же поступать в случае, если необходимо заочно (например, по интернет) обратиться к другому консультанту? но я спрошу вас: какая необходимость в том, чтобы другому консультанту высылать консультацию другого консультанта? например, я никогда не строить свои рекомендации на основании анализа, сделанного другим консультантом. Мне необходимо все самому измерить, посчитать, распросить, проверить, чтобы я был уверен в качестве СВОИХ рекомендаций. Да, конечно, с профессиональной точки зрения мне интересно как консультируют другие люди. Но это любопытство вполне сдерживаемо, тем более, что можно обратиться к консультанту напрямую и попросить рассказать как он поступает в том или ином случае.
Но есть действия, которые должны быть исключены из передаваемых прав. Например, у клиента не должно быть права продавать результаты консультации другому лицу, передеавать копию результатов консультации другому лицу в обмен на копию других результатов консультации, копии учебных тетрадей, копии заочных курсов и т.д.
Эти моменты должны где-то фиксироваться. Например, условия получения консультации, включая перечень передаваемых прав и ограничений на использование, должны публиковаться на сайте консультанта. В этом случае речь будет идти об оферте (публичном договоре), и клиент, соглашаясь на консультацию, автоматически обязан выполнять условия оферты.
Я прекрасно понимаю, о чем говорит brava. Результаты консультаций используются для обмена на другие результаты консультаций с целью обучения, также как и обмен конспектами с курсов. По сути консультация - это мастер-класс для обучающегося. И скажите, что я не прав =)
Засим, дорогие мои, прошу отнестись к проблеме мудро. Ни о каком нарушении законных прав речи быть не может. Все можно сделать акуратно и корректно, ко всеобщему удовольствию. И тогда, люди, которые хотят качественных знаний, не будут носиться в поисках конспектов и бесплатных книг, а будут идти на курсы, будут официально покупать книги.