15.02.2015 19:02:10

Интервью Говарда Чоя, мастера фэн-шуй и архитектора

Говард Чой – практикующий австралийский фэн-шуй архитектор и преподаватель фэн-шуй с более чем 40-летним стажем.

• Директор и главный фэн-шуй архитектор консалтингово-архитектурной компании “ECOFS Consulting and ar-qi-tektur”, объединяющей фэн-шуй архитекторов и проектировщиков в Берлине 
• Директор и преподаватель Европейского Колледжа Фэн-Шуй (ECOFS)
• Член Сообщества фэн шуй Австралии
• Член Ассоциации фэн-шуй Великобритании и Европы, координатор европейского подразделения 

Говард родился в Китае и в раннем возрасте переехал в Австралию, сейчас живет и работает в Берлине. Несмотря на то, что Говард воспитывался в другой стране, он сумел сохранить свой язык и культуру, изучая и практикуя фэн-шуй, тайцзи и цигун. Выделиться Говарду позволило профессиональное знание фэн-шуй и архитектуры и их совместное применение.

В конце 1970-х гг. он изучал фэн-шуй под личным руководством Мастера Рэн Чжилинь (Ren Zhilin) в Гонконге, а далее с профессором Ван Юйдэ (Центральный Педагогический Университет Китая, г. Ухань) и с профессором Чэн Цзянъюнь (Хуанамский Технологический Университет, Гуанчжоу).

С 1992 года сотрудничал с различными ВУЗами в Китае, Гонконге и Германии в области исследования фэн-шуй. Выступает на различных международных конференциях по фэн-шуй. Говард написал несколько книг по фэн-шуй, публикуется в журналах Японии, Германии, Швейцарии, Великобритании. 

5 СПОСОБОВ АКТИВИЗАЦИИ ЦВЕТКА ПЕРСИКА ДЛЯ РОМАНТИЧЕСКОЙ УДАЧИ
4090* 1 595.10 Р
Спецпредложение до: 23.10.2018
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ ПО ЦИ МЕН ДУН ЦЗЯ
1690* 1 436.50 Р
Спецпредложение до: 23.10.2018

Говард регулярно проводит обучающие семинары по фэн-шуй в Австралии, Великобритании, России, Финляндии, Швейцарии, Германии, Польше. Также Говард практикует и преподает два традиционных стиля тайцзи цюань (Ян и Чэнь). 

В списке его клиентов в Австралии такие компании как журнал Murdoch Magazines, Speedo Australia, казино-гостиница The Star Hotel and Casino, китайский квартал в Сиднее, администрация Дарлинг-Харбор (Darling Harbor), а также городская территория Сидней.

 

Запись и перевод - Ирина Симакова

 

КОГДА ВЫ РАБОТАЕТЕ НАД ПРОЕКТОМ, КАКИЕ ШКОЛЫ ФЭН-ШУЙ ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ?

Будучи фэн-шуй архитектором я не приступаю к проектированию до тех пор, пока у меня нет целостного понимания Ци всего проекта (методология «Сан Кай» или концепция «Небо-Земля-Человек»).

Поскольку Земная Ци имеет физическую форму и является осязаемой, видимой, я начинаю анализ окружающей среды со школы форм, но прежде чем приступить к этому, я должен понять Человеческую Ци – то есть потребности, страхи и ожидания моих клиентов. Я использую такой подход именно потому, что только Человеческая Ци может связать Небесную Ци и Земную Ци, иными словами связать то, что видимо и имеет проявленную форму (уровень Земли) с тем, что скрыто и бесформенно (уровень Неба). Только после того, как у я составил представление о Человеческой и Земной Ци, я перехожу к методам школы компаса фэн-шуй, чтобы проанализировать нематериальное влияние пространства и времени. Выбор той или иной школы компаса зависит от конкретной ситуации и обстоятельств.

Например, если проект находится в густо населенном городе, где вариант физических изменений ограничен, я бы использовал технику Летящих Звёзд, так как эта система является более гибкой и динамичной, и подходит для городских условий. Если проект находится в сельской местности, где больше простора для маневра и вариантов корректировки земельного участка, посадки дома и ориентации по сторонам света, то я бы использовать школу Сань Хэ, а если рядом есть водные объекты, то я бы уже использовал водные методы, например, так называемый водный метод Раннего и Позднего Неба. Если проект больше связан с дизайном интерьера и расстановкой мебели, то я бы выбрал школу Бачжай (или школу Восьми Домов). Иногда я также использую методы школы Сюан Кун Да Гуа, если клиент предпочитает более точные и теоретические измерения, а также использую этот метод для выбора дат.

Поскольку большинство моих клиентов живут в городах и, как правило, в конце каждого проекта мне приходится предлагать некоторые планировочные решения, то я использую в основном методы Летящих Звёзд и Бачжай. Но вне зависимости от того, какой метод школы компаса я использую, я всегда начинаю с изучения Человеческой Ци и затем перехожу к Земной Ци, прежде чем делать какие-либо расчеты по методу школы компаса.
Мы разработали методологию «Сан Кай» для анализа фэн-шуй и проектирования, чтобы обеспечить целостность процесса анализа фэн-шуй, в котором используются как школа форм, так и школа компаса, удовлетворяя потребности наших клиентов в полном объеме.

 

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ГЛАВНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО, КОГДА ГОРОД ИЛИ ПОСЕЛЕНИЕ ПРОЕКТИРУЮТСЯ С УЧЕТОМ ФЭН-ШУЙ?

Когда город или поселение проектируются с учетом фэн-шуй, то преимуществ множество, потому что с одной стороны у нас есть очень четкий набор принципов фэн-шуй, основывающихся на балансе и гармонии, а с другой стороны - мы следуем естественному потоку энергий места, работая с изначальным характером местности, так что каждый проект уникален и является выражением его истинной сущности. Таким образом город или поселение с хорошим фэн-шуй оживает и является вибрирующим, резонирующим местом для проживания.

Если вы хотите знать, в чем заключается главное преимущество, то я бы ответил, что это оптимальное использование имеющихся ресурсов, когда мы используем то, что благоприятно или желательно и избегаем того, что вредно или нежелательно. Поэтому с течением времени город или поселение будет расти и процветать.

Посмотрите на все большие города и деревни Китая и в других странах мира - они существуют уже сотни и сотни лет, они выжили и продолжают развиваться, потому что у них хороший фэн-шуй, в противном случае они бы давно исчезли. Но место может стать неблагоприятным или исчезнуть, если мы не будем своевременно корректировать его фэн-шуй в соответствии с изменениями пространства и времени.

 

ЧТО ВЫ ИМЕЕТЕ В ВИДУ, КОГДА МЫ ГОВОРИМ О ТОМ, ЧТО СЛЕДУЮЩИМ ШАГОМ В РЕВОЛЮЦИИ БУДЕТ АРХИТЕКТУРА ОБСТОЯТЕЛЬСТВ. ЭТА РЕВОЛЮЦИЯ ВКЛЮЧАЕТ ФЭН-ШУЙ?

То, что я хочу передать с понятием «архитектуры обстоятельств» - это даосская идея «У Вэй» (wu wei), что буквально означает «недействие», «без (несоответствующего) усилия» и «без контроля». То есть поступать сообразно течению или обстоятельствам вместо того, чтобы идти против течения и бороться с ним во имя некой предвзятой идеи о том, как здание должно выглядеть в соответствии с каким-то предвзятым «-измом» или теорией дизайна.

Следующим шагом в архитектурной революции, который мы (моя жена Гида и я) можем предвидеть, не только включает в себя фэн-шуй, но и основан на фэн-шуй. Как найти баланс между взаимосвязанными противоположностями ситуации или обстоятельств, чтобы мы могли сделать проект без чрезмерных и неоправданных усилий для достижения желаемой архитектурной формы.

В эстетике фэн-шуй мы стараемся избегать крайностей, несбалансированных и искусственных вещей. Мы предпочитаем то, что сбалансировано и соответствуют данным обстоятельствам самым естественным образом. Китайцы используют термин «Цзыран» (ziran), чтобы передать идею о том, что здание должно быть таким, каким оно является, а не притворяться им.

Поэтому для нас архитектура обстоятельств является тем же самым, что и архитектура фэн-шуй, которая следует принципам «Ву Вэй», «Цзыран» и гармоничности, которая не притворна, естественна и сбалансированна.

Вы можете подумать, что это скучная архитектура, но на самом деле этого очень сложно добиться - быть простым, но не упрощенным, и быть элегантным, но не минималистичным. Трудно найти тонкий баланс между модернистским изречением Мис ван дер Роэ (Mies van der Rohe) «Меньше значит больше» и постмодернистским выражением Роберта Вентури (Robert Venturi) «Чем меньше, тем скучнее». Но это то, о чем говорит фэн-шуй архитектура или архитектура обстоятельств - «между крайностями».

Используя музыкальную метафору, можно сказать, что мы больше заинтересованы в беззвучии между нотами, нежели в звуке самих нот, и в этом также заключается основное различие между китайской и европейской музыкой.

 

НАСКОЛЬКО ВАЖЕН ИНЬ И ЯН В ДОМЕ?

Это можно сравнить с тем, что дом без баланса Инь и Ян это всего лишь помещение с коммунальными удобствами, но это не дом. Термин «фэн-шуй» (дословный перевод – «ветер и вода») уже подразумевает баланс между активным началом (ветер) и пассивным (вода), между развеянным (ветер) и локализованным (вода), иллюзорным (ветер) и существенным (вода) и т.д.

Баланс Инь и Ян очень важен для дома, но большинство людей не понимают, что баланс Инь и Ян не является статичным и редко представляет собой пропорцию 50/50. Как мы видим на схеме Тайцзи - в Инь всегда есть семя Ян, а в Ян всегда есть семя Инь (две маленькие точки).

Так как мы все время меняемся, соотношение Инь и Ян в доме нужно также менять и постоянно регулировать, чтобы соответствовать изменяющимся потребностям жильцов в течение долгого времени. Например, баланс Инь и Ян в доме пары будет разным в период, когда у них еще нет детей, когда у них появятся дети и когда дети уедут из родительского дома.


КАКАЯ ВАША ИДЕАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ДОМА?

Моя модель идеального дома опять же основана на балансе Инь и Ян в рамках триединства Неба, Земли и Человека, поэтому он должен быть одновременно практически эффективным, эмоционально приносить удовлетворение и быть «ритуально» правильным. Под «ритуально правильным» я подразумеваю, что дом духовно озарен, но не в религиозном смысле, а в том смысле, что все части взаимосвязаны, находятся в равновесии и гармонии друг с другом.

Это идеалистическая картина того, каким должен быть идеальный дом, но в более практическом смысле, он должен иметь так называемую конфигурацию «Четырёх Мифических Животных», когда идеальный дом как бы «сидит в кресле», обращен фасадом к теплому солнцу и открытому пространству, защищен с тыла и по бокам, как будто объятия захватывают и собирают ци земли для жителей дома.

Должна быть четкая иерархия между общественной и частной частью дома, между течением и сдерживанием ци при использовании пространства и четкая разница между фасадом и тылом, чтобы активное и пассивное, значительное и несущественное могли дополнять друг друга.

Идея моей модели идеального дома очень проста: он должен быть связан со мной, он должен разговаривать и резонировать со мной, чтобы рождался взаимный резонанс и любовь между мной и моим домом, как говорят в Китае.

 

ЕСЛИ У ВАС В РАБОТЕ ПРОЕКТ, КОТОРЫЙ ВЫ МОЖЕТЕ СПРОЕКТИРОВАТЬ ПОЛНОСТЬЮ НА ВАШ ВКУС. КАК БЫ ВЫ ЕГО СПРОЕКТИРОВАЛИ – СОЗДАЛИ БЫ САД, КОТОРЫЙ ПОДЧИНЕН ЗДАНИЮ ИЛИ ЗДАНИЕ, КОТОРОЕ ПОДЧИНЕНО САДУ ИЛИ ЛАНДШАФТНОМУ ДИЗАЙНУ?

Я бы сделал и то и другое, я бы сделал сад, который будет подчинен зданию и здание, которое будет подчинено саду одновременно, так что сад и архитектура могли бы дополнять друг друга.

Это типичное китайское мышление, которое отличается от западного типа мышления. На западе мы бы сказали: «Если А - это А, то А не может быть B». Китайцы думают по-другому, они сказали бы: «Если А - это А, то А может быть также B», потому что А и В нужны друг другу, чтобы сформировать алфавит! Я знаю, что это смешная метафора, но она дает представление о том, как целостно предпочитают думать китайцы – чтобы интегрировать все части в единое целое вместо того, чтобы думать рационально и логично разделять все части для изучения их отдельно друг от друга.

Для китайцев Человек и Природа неотделимы, поэтому они никогда не подумали бы сделать сад отдельно без здания или сделать здание само по себе и без сада. Поэтому в традиционном Китае дом с внутренним двором является наиболее предпочтительным типом жилища - там сад находится внутри дома, а не как на западе, где сад находится за пределами дома и очень часто отделен от дома.

 

НА ПРОТЯЖЕНИИ ВАШЕЙ ДОЛГОЙ КАРЬЕРЫ, В КАКИХ СТРАНАХ (НЕ ВОСТОЧНЫХ) ВЫ ВИДЕЛИ, ЧТО ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ СОБЛЮДАЮТСЯ ПРИНЦИПЫ ФЭН-ШУЙ?

В течение почти 40 лет, что я занимаюсь фэн-шуй, я довольно много путешествовал, так как это самый лучший способ изучить фэн-шуй. Я пришел к выводу, что каждая культура, независимо от того Восток это или Запад, несет в себе какую-то часть фэн-шуй, даже если они не называют это словом фэн-шуй.

Посмотрите на старые итальянские города, их пьяцца или городские площади. Они были спроектированы так, чтобы захватить Ци земли и происходила любовь и симпатия, когда вы там находитесь.

Посмотрите на французские шато или замки, они часто проектировались с учетом конфигурации «Четырёх Мифических Животных» в форме английской буквы «U» наподобие кресла, рядом была какая-то вода, а замок был направлен к теплому солнцу и открытому пространству. Они хорошо защищены и внушительны, но в то же время имеют человеческий масштаб, давая вам ощущение, что вам рады.

Посмотрите на традиционные испанские виллы или загородные дома - сад и архитектура полностью интегрированы таким образом, что они гармонично соседствуют друг с другом в ландшафте. Я думаю, что при их строительстве люди также ориентировались на хороший фэн-шуй, даже если они не называют это именно так.

Разница часто состоит в предпочтении того, как посадить здание на участке. Например, европейцы предпочтут разместить здание в самом видном месте, на вершине холма посередине открытого пространства, в то время как в фэн-шуй китайцы предпочтут такие здания, которые будут скрыты и будут частью природы, нежели стоящие посередине и занимающие доминирующее положение над природой.

В этом контексте мы могли бы сказать, что по большому счету европейский фэн-шуй более янский по сравнению с китайским фэн-шуй, который более иньский по своим предпочтениям. Но сам факт, что мы считаем эти здания привлекательными, означает, что при их строительстве принципы фэн-шуй были соблюдены, у меня нет никаких сомнений по этому поводу.

 

ВЫ ЗНАЕТЕ КАКОЙ-ТО АРХИТЕКТУРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, ГДЕ ПРЕПОДАЮТ ФЭН-ШУЙ?

В данный момент мне не известно об университете, где был бы очный полный курс или магистратура по фэн-шуй, но я преподавал фэн-шуй факультативно на архитектурном факультете в Университете Нового Южного Уэльса, когда жил в Сиднее, Австралии. Когда я переехал в Берлин, я также немного преподавал фэн-шуй в Техническом Университете в Лейпциге, также в качестве факультатива, дополняющего очный основной курс технического обучения.

Мой учитель и наставник, профессор Ван Юд (Wang Yude) также преподает фэн-шуй в Центральном Китайском Педагогическом Университете в г. Ухань, Китай, но там нельзя называть это фэн-шуй, вместо этого они называют курс «Изучение таинственной культуры Китая» или «Изучение И-Цзин и традиционной китайской архитектуры».

Проблема в том, что существует много недопонимания и дезинформации о фэн-шуй и его исследователях, и они просто не хотят выглядеть теми, кто преподает какие-то суеверия или ненаучный предмет. Но я верю, что со временем и по мере распространения правильной информации о фэн-шуй, эта ситуация изменится.

Предмет фэн-шуй с моей точки зрения можно довольно хорошо совместить с изучением дизайна среды всех видов, в частности архитектуры и дизайна интерьера. По крайней мере, он должен быть допустимым и правомочным дополнительным предметом в рамках более широкого курса или степени в университетах.

 

ВЫ ПРОВОДИТЕ СЕМИНАРЫ ДЛЯ АРХИТЕКТОРОВ, ЧТОБЫ ОНИ ПРОЕКТИРОВАЛИ ПРОСТРАНСТВО С УЧЕТОМ ФЭН-ШУЙ?

Да, я провожу тренинги и семинары для архитекторов, когда меня специально для этого приглашают. Я проводил такие семинары для Королевского Австралийского Института Архитекторов в Сиднее, а когда я переехал в Берлин, то также преподавал фэн-шуй для архитекторов, являющихся членами Региональной Палаты Архитекторов.

Также достаточно большое количество студентов, приезжающих на мои курсы и семинары по фэн-шуй, являются архитекторами. Я заинтересовался фэн-шуй, когда получил степень бакалавра архитектуры, потому что чувствовал, что знание фэн-шуй поможет мне стать более лучшим дизайнером окружающей среды, что и доказала практика.

Архитектурный дизайн стал для меня естественным процессом, а не постоянной борьбой придумывания новых идей, как в прошлом. На мой взгляд, когда мы можем понять силы инь и ян, действие фэн-шуй в данной конкретной среде, то мы можем легко вписать в пространство что-то новое и дополняющее, а не форсировать и перегружать пространство.

Мы можем создать более подходящую и сбалансированную архитектуру для жильцов в условиях ограниченного бюджета и других лимитирующих условий. Мы можем сделать хороший дизайн с учетом фэн-шуй и одновременно удовлетворить чувство собственного достоинства дизайнера, когда дизайнер чувствует, что проделана хорошая работа без всякого притворства и искусственности.

Я думаю, что это одно из самых ценных преимуществ, которое архитекторы и дизайнеры могут получить от изучения фэн-шуй и применить в своей работе.

 

РЕКОМЕНДУЕТСЯ ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАЛЕНДАРЬ «ТУН ШУ» ДЛЯ ВЫБОРА БЛАГОПРИЯТНОГО ВРЕМЕНИ ДЛЯ НАЧАЛА СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ ИЛИ ЭТО НЕ ПРИМЕНИМО?

Конечная цель хорошего фэн-шуй – это находиться в нужном месте, в нужное время и совершать правильные действия, чтобы все было своевременным. Использование Тун Шу (Китайский Альманах) очень полезно для целей фэн-шуй. Но решение о том, когда благоприятней начинать строительные работы должно соответствовать другим соображениям фэн-шуй, а также удобству с точки зрения других календарных дат и сезонности. Поэтому я не буду руководствоваться только календарем Тун Шу, который представляет собой только один из множества методов расчета благоприятных дат.

Я бы скорее выбрал другие методы выбора даты, например, Сюан Кун Да Гуа. С моей точки зрения, дата благоприятна тогда, когда она уместна и целесообразна конкретной ситуации, в противном случае я форсирую ситуацию.

Например, нет смысла выбирать для открытия магазина праздничный день, когда большинство людей уезжает из города. Или не стоит выбирать холодный зимний день для церемонии бракосочетания на открытом воздухе и т.д. Наилучшее решение получается тогда, когда место, время и действие выбираются так, что они соответствуют друг другу и получается взаимный резонанс между ними, а не когда они рассматриваются по отдельности.

 

У КАКОГО ЗДАНИЯ, КОТОРОЕ ВЫ ПОСЕЩАЛИ ИЛИ ИЗУЧАЛИ, БЫЛ САМЫЙ ЛУЧШИЙ ФЭН-ШУЙ?

За эти годы я видел много зданий с хорошим фэн-шуй и немало зданий с плохим фэн-шуй. Если выбрать пару хороших зданий, которые я изучал, то я бы выбрал работу И.М. Пея, китайско-американского архитектора, который известен строительством здания Банка Китая в Гонконге.

Пристройка, которую он сделал для Немецкого Исторического Музея в Берлине имеет действительно хороший фэн-шуй в том смысле, что он знает и прекрасно использует такую концепцию фэн-шуй как «хозяин и гость». Его новая и современная пристройка не пыталась затмить старое здание Арсенал, построенное в период между 1695 и 1730гг. в классическом стиле барокко. Наоборот, новое строение дополняет старое. И.М. Пей знал, как построить новое здание так, чтобы оно грациозно вписалось в старую архитектуру, при этом не теряя свою индивидуальность и не уничтожая другую. Он также знает разницу между общественным и выставочным пространством. Одно должно быть янским (как экстраверт), а другое – иньским (как интроверт), чтобы экспонаты и пространство не конкурировали между собой.

Еще одно из его новых зданий, которые я недавно изучал, это музей Сучжоу в Китае. Музей древнего китайского искусства и живописи состоит из трех частей. В центральной части находится водный объект и главной сад, а по бокам располагается восточное и западное крыло. Планировка по трём осям повторяет стиль особняка принца Чжун, который представляет собой классический пример конфигурации дома с двумя внутренними дворами, где благоприятная ци собирается в центральной части дома (или так называемом Небесном Сердце).
И.М. Пей никогда не утверждал, что он использует фэн-шуй, но хороший архитектор с классическим образованием в Китае будет подсознательно создавать правильные и гармоничные объекты с хорошим фэн-шуй.

 

КАКОЙ БЫЛ САМЫЙ ВПЕЧАТЛЯЮЩИЙ ЭФФЕКТ ОТ ПРИМЕНЕНИЯ ФЭН-ШУЙ? ЕСТЬ ЛИ ПЕЧАЛЬНЫЕ ПРИМЕРЫ ПРЕНЕБРЕЖЕНИЯ ПРИНЦИПАМИ ФЭН-ШУЙ?

Один из самых впечатляющих результатов использования фэн-шуй в бизнесе – это пример одного из моих клиентов, который построил свой бизнес с нуля до международной компании с офисами в Сиднее и Лос-Анджелесе, где сейчас работает более 200 человек. А печальный пример пренебрежения принципами фэн-шуй, который я вспомнил, это была молодая пара, которая проигнорировала мой совет не переезжать в дом, который был очень иньским по энергетике. Дом находился в сельской местности с очень влажным климатом, недостатком солнечного света и далеко от населенного пункта. По характеру пара также была очень иньской (очень чувствительные и интроверты). В итоге после 3-х лет проживания в этом доме они развелись несмотря на маленького ребенка.

Конечно положительный или отрицательный результат не зависит полностью от фэн-шуй, жизнь гораздо сложнее и многогранней, но применение принципов фэн-шуй может внести свой вклад в жизненную ситуацию.

 

ЧТО БЫ ВЫ ОТВЕТИЛИ ТЕМ, КТО ДО СИХ ПОР СЧИТАЕТ ФЭН-ШУЙ СУЕВЕРИЕМ, МАГИЕЙ ИЛИ ЗАБЛУЖДЕНИЕМ?

Я бы не стал винить их в том, что они считают фэн-шуй суеверием и заблуждением, потому что действительно есть так называемые мастера, которые практикуют фэн-шуй именно таким образом. Кроме того здоровый скептицизм всегда хорош для профессии. Обученные должным образом консультанты фэн-шуй не пойдут по этому пути, они обладают необходимыми профессиональными навыками и соблюдают этику в том, как они применяют принципы фэн-шуй, выбирая искренность и честность в своих консультациях.

 

В ЧЕМ РАЗНИЦА МЕЖДУ ДИЗАЙНОМ ИНТЕРЬЕРА И АРХИТЕКТУРОЙ, СОЗДАННЫМ ПО ПРИНЦИПАМ ФЭН-ШУЙ И БЕЗ СОБЛЮДЕНИЯ ЭТИХ ПРИНЦИПОВ?

Различия увидеть сложно, так как то, что мы делаем в фэн-шуй применительно к дизайну среды заключается в использовании набора принципов, методологии и предпочтений для улучшения процесса проектирования и дизайна. Мы не занимаемся неким поверхностным стилем под названием «фэн-шуй». В большинство хороших дизайнов фэн-шуй уже встроен, хотя дизайнеры могут и не осознавать того, что они используют эти принципы в своей работе.

 

 

    Было ли Вам это интересно?

Комментарии (2)

  1. awaik
    awaik

    Спасибо! Реально интересно читать такие статьи!

    • Stark
      Stark

      awaik, спасибо! Рада, что Вам понравилось)

Популярные товары
Популярные публикации

Чтобы стать знаменитым, не обязательно учиться или родиться талантливы...

Друзья мои, приветствую Вас!На днях случился самый настоящий читательский бум — небывалое ранее количество людей скачали мою мини-книгу о том, как выбрать квартиру… Разумеется, на почту посыпались отзывы, благодарности и самые р...

Хочу поделиться с Вами интересным, можно сказать, магическим ритуалом, который поможет Вам очистить Ваше жилое пространство от негатива. Думаю, многим такая практика придется весьма кстати.Публикую з...


Искать в публикациях

 

Случайные посты форума




















Cвежие посты форума










Популярные темы форума